11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея

ГБУК РА «Центр народной культуры Республики Адыгея» 11 декабря в целях повышения квалификации руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея организовал и провел региональный семинар на тему «Работа режиссера с фольклорным материалом».

В большом зале  Национального музея  собрались практически все руководители фольклорно-этнографических коллективов  из городов и районов республики - 64 человека.

Программа семинара была насыщена необходимой для работы полезной информацией. Из доклада «Фольклорный материал для работы режиссёров театральных самодеятельных коллективов» Чуяковой Нафсет Муратовны – заведующей отделом фольклора ГБУ РА «Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т. Керашева», доктора филологических наук слушатели узнали многое о традициях и обычаях адыгов. Она познакомила слушателей с тем, как проводили свадьбу наши предки, с интересными обычаями и традициями, связанными с ней. 

Женитьба молодых - это праздник рождения новой семьи. Началу совместной жизни молодых людей у адыгов уделялось большое внимание. Обычаи были разнообразными и интересными: традиция давать «1эуж» (предмет, подтверждающий согласие девушки на свадьбу), «гьэтэджыпк1э» (дословно «плата за подъём» невесты), «нысэ унэ» (комната невесты), «1анэгьэудж» (досл. «танец стола», проводила мать новобрачного, когда женился единственный сын в семье или долго не женившийся мужчина решался создать семью), «ныо ежьэжь» (уход бабушки из дома), «тыщасэ» (приезд дочери с подарками к родителям в гости, обмен подарками между породнившимися). Нафсет Муратовна обратила внимание на некоторые неточности в представленных обрядах на региональном фестивале «Возвращение к истокам-путь к возрождению». Она радушно предложила свою помощь в подборе необходимого фольклорного материала. 

Семинар продолжил Хакуй Аслан Мугдинович - актер, режиссёр Национального театра Республики Адыгея им. И. Цея, заслуженный артист Республики Калмыкия. На мастер-классе на тему «Методы работы с фольклорным материалом» им было обозначено множество нюансов в работе режиссера с фольклорным материалом. Приводя примеры из обрядов, представленных на фестивале, он объяснял, что прежде всего необходимы детальная проработка  и четкая раскладка фольклорного материала, правильный подбор музыкального сопровождения и создание конфликта, который бы притягивал и не отпускал внимание зрителей.

О роли и необходимости проведения фестивалей в сохранении и развитии традиционной культуры рассказала Соколова Алла Николаевна – профессор института искусств ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», доктор искусствоведческих наук, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея. Демонстрируя и анализируя наиболее яркие и запомнившиеся обряды с прошедших фестивалей «Возвращение к истокам-путь к возрождению» она обращала внимание слушателей на неточности и не правильное преподнесение смысловой нагрузки того или иного действия. Также отметила наиболее удавшиеся обряды, по мнению жюри. Большой интерес у слушателей вызвал чеченский обряд «Стаг витар» (прощение кровника), который в 2009 году показал коллектив из Чечни.  Вражда между двумя тейпами могла длится долгие годы и переходила из поколения в поколение и, чтобы предотвратить новую трагедию, старейшины аулов брали на себя ответственность за примирение кровников. Виновник смерти и его близкие родственники должны были покинуть родные земли и зарабатывать себе корку хлеба на далёкой чужбине, остерегаясь кровной мести. Они не имели права и возможности находиться там, где могли, хотя бы случайно, оказаться родственники погибшего. Почитание чести и достоинства пострадавшей стороны было чрезвычайно строгим. Всякое пренебрежение этих правил скитальцами считалось возмутительным и могло стать причиной потери уважения и со стороны простого люда. Соблюдая суровые каноны, родственники кровника были под гнётом вечной вины. Они не участвовали ни в каких праздниках и народных гуляньях и, конечно же, мероприятиях управленческого и директивного характера. И свадьбы не справляли. А создание новой семьи отмечалось лишь религиозным обрядом и определением молодожёнов в убогую хижину.

Но мудрым старцам и народной дипломатии, пусть не с первого раза, и не со второго, может быть, с большим трудом, но всё же удавалось совершить благородную миссию-примирения сторон. Такая традиция существовала у многих народов Кавказа. Так на погребальных носилках к дому убитого приносили кровника. Этим подчёркивалось, что кровник по желанию родственников погибшего может принять смерть. Он был в погребальных одеждах. Приводили мать убитого. Близкий родственник говорил: «Собери своё разорванное сердце в маленький комочек, свяжи печаль свою в крепкий узел стойкости и прояви великодушие. Как старший сын прошу Тебя: прости несчастного... Вместо умершего Тебе он станет сыном, а нам-братом». Если мать прощала она говорила: «Во имя Аллаха, во имя слез, пролитых каждой матерью, во имя наших старцев, братьев и сыновей, во имя твоей несчастной Матери я простила тебя...Сегодня в этой жизни, а завтра - в праведной, буду звать тебя сыном». Близкий родственник погибшего: «Люди, мы прощаем своего кровника, мы не можем и не должны жить в этом мире друг без друга! А свобода дарована Аллахом всем нам от рождения!» тогда старец говорил: «Вы сегодня совершили богоугодный поступок и сломали хребет Дьяволу. Вы уважили нас, нашу мольбу и сами заслужили ещё большего уважения. Спасибо вам! Пусть Аллах ниспошлет вам благодать и своё благоденствие!» На этом кровная месть прекращалась и представители родов тщательно следили за тем, что бы не нарушить это примирение.

Также вызвал интерес представленный старинный адыгский обряд «Шыблэудж» (Празднества в честь бога-громовержца Шибле) драматическим коллективом «Гунэс» Габукайского СДК.

Обрядовый комплекс, включающий в себя обряд погребения убитого молнией, обрядовые пляски и песнопения в честь бога Шибле, жертвоприношения жертвенного козла белого или серого цвета, шкура которого вывешивалась и охранялась юношами селения в течение семи дней. На восьмой день шкуру закапывали в поле, засеянном просом.

Камни на месте погребения омывались молоком. Старшая женщина рода выбирала камень и завернув его в платок относила к реке. Он находился там до обильных дождей, после чего его доставали и приносили обратно на место святилища.

Убитого молнией, адыги обычно предавали земле на том же месте, где он был убит или же тело пораженного молнией клали на арбу, которая была предоставлена воле быков. Где быки останавливались, там и устраивали святилище. Оплакивать человека, пораженного молнией считалось грехом, напротив, родственники убитого должны были бурно выражать свою радость. Считалось, что убитый - избранник бога – громовержца Шибле. Церемония в честь убитого молнией продолжалась в течении семи дней. 

Во время погребения совершали хороводные пляски со своеобразным протаптыванием. В нем принимали участие все присутствующие, босые и без шапок. Хоровод двигался строго против часовой стрелки в сопровождении обрядового песнопения. 

По завершении семинара участники выразили  благодарность организаторам и  жюри фестиваля «Возвращение к истока-путь к возрождению», высказали  желание чаще встречаться на семинарах и мастер-классах для руководителей фольклорно-этнографических коллективов.

Отметим, что проведение таких семинаров дает участникам возможность ознакомиться с огромным фольклорным наследием разных народов, получить расширенную информацию по работе с фольклорным материалом, привлечь внимание не только к наиболее ярким и часто используемым обрядам, но и забытым обрядам, имевшим социо-культурное значение в жизни наших предков.
 

11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея
11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея  11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея 
11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея  11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея  11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея 
11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея  11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея  11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея 
11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея    11 декабря 2017 года прошел региональный семинар для руководителей фольклорно-этнографических коллективов Республики Адыгея 


  • Автор: admin
  • 25-12-2017, 15:51
  • Посмотрели: 1589
Другие новости по теме:
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Object.entries(original_links).forEach(function([messenger, link]) { original_links[messenger] += extra_params; }); window.__fstrkSocialWidgetSettings = { backgroundColor: undefined, borderColor: undefined, isHideWidget: false, isPulseWidget: false, links: original_links, offset: [20, 20], timeoutTipRender: 4000, tipText: ['Задай вопрос органам власти!'], }

Контакты

cnkra@yandex.ru
8-(8772)-54-45-20
385001, Республика Адыгея,
г. Майкоп, ул.Шовгенова 356

Архив новостей

Апрель 2024 (27)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (16)
Январь 2024 (10)
Декабрь 2023 (8)
Ноябрь 2023 (18)

Яндекс.Метрика